Китайский город для русских

В нескольких километрах от границы с Россией в китайской степи стоит город, построенный специально для русских.

Называется этот город Манчжоули, или Маньчжурия, по названию одноименного региона. Знакомое название, не правда ли? В голове возникают военно-патриотические образы давних времен.
В 19 веке Маньчжурия как регион включала в себя территории современного Приамурья и Приморья. После демаркации Российско-Китайской границы в 1858-1860 гг, регион поделили на части.

В ходе японо-китайской войны (1894-1895) часть Маньчжурии была занята японцами, но после возвращена Китаю.

В 1901 году была построена китайско-восточная железная дорога (КВЖД), впервые связавшая между собой две страны и ставшая совместным российско-китайским предприятием. Установление прямого сообщения с такими городами как Харбин, Дальний и Порт-Артур значительно ускорило экономический рост этих территорий. Вдобавок, станция "Маньчжурия" стала местом, где останавливались поезда, потреблявшие немало угля — который в избытке добывался на локальных месторождениях. Вокруг станции начал расти небольшой поселок.

Стратегическое положение Маньчжурии было очевидным. Российское правительство рассматривало проект закрепления Маньчжурии как «Желтороссии», заселенной русскими колонистами.  Поскольку на эту территорию похожие планы были и у японцев. В результате случилась русско-японская войну 1904—1905, закончившаяся поражением России. Часть южной ветви КВЖД перешла японцам.

После Октябрьской революции КВЖД вновь стала объектом спора Китая, Японии и России. В 1929 году дорога была захвачена китайскими войсками. Последующий вооруженный конфликт привел к поражению китайских войск советскими, и КВЖД вновь стала совместным предприятием России и Китая.

Уже в 1931 году Япония установила контроль над Маньчжурией, оккупировала её и создала там прояпонское государство Маньчжоу-го. После серии провокаций, СССР был вынужден продать КВЖД японцам. Только за 1938 г. чистая прибыль от эксплуатации КВДЖ составила более 142 млн иен. В результате советско-японской войны 1945 г, Маньчжурия была захвачена советскими войсками, и японцы капитулировали.

14 февраля 1950 г. в между правительствами СССР и Китайской Народной Республики было заключено соглашение о дружбе, по которому Советское правительство безвозмездно передало Китаю все свои права по совместному управлению Китайской Чаньчуньской (бывшей КВЖД) железной дорогой со всем принадлежащим ей имуществом.

С годами вокруг железнодорожной станции появились объекты инфраструктуры. Сначала — небольшой поселок, потом — скромная деревенька. Так было до тех пор, пока основной поток товаров перемещался по железной дороге со стороны СССР. Дерево, сталь, машины… На экспорт поставлялись лишь фрукты.

Все изменилось в 80-х годах, когда в Китае произошла коммерческая революция. В страну потекли иностранные инвестиции, новые производства росли как на дрожжах.
Объем экспорта разнообразных товаров в европейском направлении увеличивался с каждым годом. Объем железнодорожных перевозок между двумя странами вырос в тысячи раз. В 1992 году Маньчжурия была объявлена зоной свободной торговли.

В результате к 2010 году через Маньчжурию проходило уже 60% всего китайского экспорта, предназначенного для России и стран Восточной Европы. Увеличился и объем импорта — например, через Маньчжурию в Китай поступает 80% импортируемой из России нефти, а также другого сырья —  удобрений, древесины, химической продукции.

За 110 лет своего развития, благодаря торговле с Россией Маньчжурия превратилась из крошечного поселка в голой степи по соседству со станцией КВЖД в настоящий Лас-Вегас местного значения, сверкающий огнями фонарей и витрин.

Население Манжоули составляет сегодня 300 000 человек (для сравнения, в ближайшем российском городе, Забайкальске, проживает менее 13 000 человек). Большинство жителей заняты либо обслуживанием железной дороги, либо торговлей.

Упрощенное получение виз, близость к границе, широкий ассортимент товаров по невысоким ценам, возможность въезда на собственном автомобиле — все это превратило Маньчжурию в настоящий рай для торговцев из России, приезжающих, преимущественно, из Забайкалья и Бурятии.

На центральной улице города не случайно стоит бронзовый памятник челнокам — ведь именно благодаря российским деньгам Маньчжурия так расцвела.

Большинство зданий в городе — это торговые центры и гостиницы.

В архитектурном плане, Маньчжурия стилистически напоминает «лужковское барокко» — безвкусные многоэтажные постройки с башенками, с аляповатой внутренней отделкой «а ля роскошь». Ну и что, главное, что русским нравится!

Тысячи магазинов и магазинчиков переполнены самыми разными товарами — от шуб до электроники, от детской одежды до средств увеличения потенции.

Большинство товаров, продаваемых в Маньчжурии – крайне невысокого качества, откровенный третий сорт, подделки под известные бренды.

 

Зато цены – более чем доступные, что позволяет продавать все это в России с большим наваром.

Вдобавок, все торговцы хорошо говорят по-русски и активно торгуются.

"Корефана, друг, б*я буду, настоясий ас-де видео!" Местный диалект русского — с легким блатным налетом. Неудивительно, ведь китайцы стараются говорить на одном языке со своими покупателями. В ходу юани, доллары, рубли

Высоким спросом пользуется не только ширпотреб, но и псевдо-русские сувениры — матрешки, шахматы, ножи, магниты, гобелены и т.д… Позже все это будет продаваться в сувенирных лавках по всей России.

«Осськи нннада?»

Шоппинг-туры в Маньчжурию — популярный способ проводить выходные у жителей Забайкалья.

Коммерсанты вывозят товар на родину на перегруженных "газелях". Для того, чтобы вывозить грузы без пошлины, используются так называемые «кэмелы» — работающие челноками жители приграничных регионов, приезжающие в Маньчжурию как туристы, и вывозящие максимально разрешенное количество товаров без пошлины, якобы для личных целей, а на самом деле — на склад коммерсанту. «Кэмелы» работают за скромный гонорар, также их привлекает возможность бесплатно отдохнуть в хорошем отеле, сходить на дискотеку, понежиться в сауне. Трансфер, еду и проживание им оплачивает наниматель.

"Да сам ты кэмел! Мы тут… работаем!" — говорит Таня из Читы.

Вывески в городе на двух языках. Доминирует русский, уже потом — китайский. Местами встречаются надписи на уйгурском, для покупателей из соседней Монголии.

В плане транспорта, монголы предпочитают выносливые "буханки".

Россияне — уже упомянутые "газели" и праворульные "японки".

Наибольшее впечатление улицы Маньчжурии производят ночью, когда они переливаются тысячами огней.

Видео с улиц Маньчжурии:

Из динамиков льется елеем: "Дорогой русский друг! Заходи в наш магазин! Только тут товары высокого качества по самым лучшим ценам!". Как тут не вспомнить "Марс атакует": "Земляне, не убегайте, мы пришли с миром"

Разумеется, во всех ресторанах Маньчжурии — меню на русском языке. Рисовая водка, пародии на борщ, непривычно сладкий салат оливье, пересоленная жареная картошка. Всеми силами китайцы стараются угодить своим гостям, точнее, клиентам.

Со сцены звучит прокуренный русский блатной конферанс, под лучшие хиты «русского радио» зажигательно танцуют полуголые девушки из Забайкалья и Бурятии, выступают китайские иллюзионисты.

Например, один из фокусов, вызывающих наибольшее число одобрительных криков из-зала – музыкант выпивает залпом 2 литра пива и начинает играть на саксофоне, давясь пеной…

Чтобы русские чувствовали себя в Маньчжурии как дома, китайские друзья добавили и других родных русскому сердцу символов.

Например, на одноименной площади на окраине Маньчжурии стоит матрешка высотой 30 метров. Это самая большая в мире матрешка, что зафиксировано в книге рекордов Гиннеса. Внутри обустроены рестораны и развлекательный центр.

Той же цели — предоставлению зрелищ и хлеба — служат и уродливые постройки, стилизованные под православные храмы. Внутри — все те же торговые центры и рестораны.

Не забыли китайцы и о монументальной культуре.

По соседству с матрешкой располагается парк с уменьшенными копиями известных памятников: здесь стоят Гагарин, Пушкин, Тургенев, "Воин-победитель", "Родина-мать", "Рабочий и колхозница" и т.д.

Вечерами в парке монументов включают подсветку, звучат мелодии советской классики. «От дусы, блатан!»

Дороги в Китае отличные, и Маньчжурия — не исключение. 

На китайской стороне на выезде из Маньчжурии в Россию стоит гигантский современный терминал.

При пересечении нейтральной полосы все поднимают ноги — такова местная традиция. И вот мы в России… С нашей стороны все выглядит гораздо скромнее: скучное трехэтажное здание в лучших традициях позднего СССР, да будка КПП.

После выезда с территории погранпоста, цивилизация и вовсе заканчивается (вместе с хорошим асфальтом) — словно не было и нет для нас никакой выгоды от торговли с хитрым восточным соседом.

Но это уже совсем другая история….

 

Понравился текст? Читайте другие отчеты из моего путешествия по Китаю:

А вы что думаете на эту тему? Делитесь мнением!

Об авторе: spec

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.