Спец-тест Olympus OM-D E-M1: Пора выкидывать зеркалку?

Может ли маленькая беззеркальная камера на равных соперничать с большой зеркалкой? Еще недавно я бы долго смеялся, умиляясь наивности вопрошающего. Но времена меняются… В этой статье вы не увидите технических терминов и цитат из пресс-релизов — только мои мысли и ощущения от камеры в несжатом формате RAW. И, конечно же, большое количество тестовых снимков.

В фотографии я консерватор (или ретроград?). Нет, правда. Моему основному фотоаппарату, Canon 1D Mark II,  11 лет. Большинство стекол, которые я использую, выпущены еще раньше — в конце девяностых. За годы использования своей единички я поменял на ней многое — затвор, привод зеркала, аккумулятор. Неоднократно чинил объективы. По большому счету, потраченных денег хватило бы на покупку более свежего фотоаппарата, но мне всегда казалось, что ни один бы из них не сравнился с моей винтажной единичкой ни по одному из параметров — начиная с сочного звука затвора, способного разбудить даже тысячелетнюю мумию в саркофаге, до увесистого корпуса, которым можно отмахаться от хулиганов или пробить себе дорогу в толпе других фотографов.

Действительно, с большой зеркалкой ты — настоящий самец, профи-фотограф, которого видно издалека. С таким аппаратом ты чувствуешь себя богом, гуру, Буддой, Лениным, Марксом, Энгельсом, Фиделем Кастро, Вуди Харельсоном, Далай-ламой и Зафодом Библброксом одновременно. Но… так ли это на самом деле? С годами этот вопрос я стал задавать себе все чаще. Нужно ли мне, как фотографу-путешественнику, всюду таскать с собой фотоаппарат, который:

1. Весит, как глыба мрамора
2. Громоздок, как супертанкер
3. Привлекает к себе внимание, как полураздетая девушка ночью в арабском квартале

Эти вопросы обострялись с ростом моих профессиональных достижений. Чем больше я снимал, тем меньше сил мне хотелось тратить на этот процесс. В путешествиях мне стало хотеться меньше фотографировать и больше смотреть по сторонами. Полив всего вокруг в режиме чапаевского пулемета постепенно сменился техникой "медленно спуститься с горы и взять все стадо". 15-ти килограммовый фоторюкзак стал казаться мне гирей, к которой я сам себя приковал.

И вот тогда я решил — надо попробовать что-то изменить. С этой мыслью я обратился в представительство Olympus, и высказал свои пожелания. Хотел я всего ничего, а именно, компактный и легкий фотоаппарат, который снимал бы не хуже, чем моя камера. Под определением "не хуже" я подразумевал, что аппарат не должен был уступать в скорости фокусировки и серийной съемки, а также уметь работать с высокими ISO (хотя бы, 3200 единиц).  Все остальное, типа скорости процессора и разрешения снимков, меня мало волновало. Если уж я нормально существовал до этого с 8-ми мегапикселями, то и 16 будет нормально.

Так у меня на тесте появился Olympus OM-D E-M1. Уже в процессе выдачи оборудования открылся небольшой секрет — несмотря на горбик над объективом, аппарат оказался “беззеркальным”. Зато обнаружился пылевлагозащищенный корпус из магниевого сплава, а также серийная съемка со скоростью 9 кадров в секунду, при буфере в 50 кадров — для меня более чем достаточно.

Камера имеет формат "Микро четыре третьих", что означает: соотношение сторон кадра четыре к трем, кроп-фактор 2. Т.е. площадь матрицы в четыре раза меньше, чем у кадра на 35-ти миллиметровой пленке, а именно 17,3 x 13 мм.

Получив камеру с объективами  Zuiko 12-40 2.8  и 40-150 2.8 (в "нормальной" системе координат это эквиваленты ФР 24-80 и 80-300 соответственно), я тут же отправился в Румынию — испытывать этот агрегат в деле, а именно, делать репортаж для GEO.

Первым приятным сюрпризом стала компактность камеры — она целиком поместилась…. в кармашек для зарядки моего Canon, т.е. фоторюкзак получился почти пустым и невесомым.

Далее пришла пора разобраться с управлением камеры. Поначалу оно показалось мне слишком замороченным. У меня никогда не было камеры с режимом Live View или сенсорным экраном. А тут мало того, что на этот экран выводится какое-то бесконечное количество параметров, так еще тыкая пальцем в экран можно выбирать точку фокусировки, на лету корректировать кривую RGB, баланс белого, причем как до съемки (создавая свои пресеты), так и после, редактируя RAW файлы. Также через сенсор можно менять все настройки камеры.

Экран позволяет пролистывать фотки пальцем, а также при необходимости быстро и просто выделять необходимое количество картинок для удаления.

Честно говоря, еще тогда, в летящем в Бухарест самолете, у меня голова пошла кругом от всего этого великолепия. Представьте, что вы только что слезли с паровоза, и, не успев отмыть лицо и руки от угольной сажи и копоти, оказались в кабине реактивного пассажирского "Боинга", заходящего на посадку где-то в горах в условиях плохой видимости. Командир воздушного судна и второй пилот в отключке, 350 пассажиров ждут от вас решительных действий. Представили? Вот теперь вы имеете шанс понять мою первоначальную растерянность.

Но… глаза боятся, а руки делают. К моменту, когда по шершавому асфальту взлетной полосы аэропорта Отопени зашуршали колеса авто-трапа, прозвучала команда "Проводникам двери в положение disarmed", я уже более-менее освоился и определил для себя алгоритм использования разумно-необходимого функционала.  И оказалось, что все что мне нужно — находится у меня под рукой, и новомодным сенсорным дисплеем можно при желании не пользоваться вовсе.

Два многофункциональных диска, в зависимости от выбранного режима переключателя справа от видоискателя, позволяют скроллить меню и выбирать нужные параметры.

Например, в режиме приоритета диафрагмы один диск управляет диафрагмой, другой — экспокоррекцией. На дисплее и видоискателе видно одно и то же, а именно — уже готовую картинку с учетом всех возможных коррекций. Это же WYSIWYG, What You See Is What You Get, "что видишь, то и получишь" концепция, в свое время произведшая революцию в компьютерных интерфейсах. И это оказалось очень удобно — с такой схемой практически невозможно сильно ошибиться с выбором экспозиции, случайно крутанув один из дисков, и потерять из-за этого важный кадр.

Клавиша режима выбора ISO находится на правом торце аппарата, нажимать ее также очень просто, как и выбирать нужное значение, вращая диск. Например, на "единичке" для выбора большинства режимов мне нужно нажимать две кнопки одновременно, а потом крутить диск. Данную клавишу можно запрограммировать на любую другую функцию.

Аналогичным образом выбираются другие наиболее часто применяемые режимы — HDR, выбор типа фокусировки и скорости съемки. Клавиши их выбора расположены на левой верхней панели камеры. Для тех, кому и этого мало, добавлен пятипозиционный джойстик и  дополнительные программируемые клавиши.

Стоит отметить, что в отличие от большинства известных мне фотокамер, E-M1 запоминает выбранный в режиме просмотра кадр, и помнит его даже после выключения аппарата. Аналогично — с режимом брекетинга или HDR.

Корпус камеры хорошо лежит в руке, несмотря на свой маленький (по моим меркам) размер. С точки зрения эргономики, камера от  Olympus заслуживает высокой оценки. Но как он снимает? Оказалось, очень хорошо.

Сразу хочу сказать, я не собираюсь тут приводить снятые со штатива фотографии тестовых мишеней и с умным видом анализировать резкость и шумы.Возможно, сравнивая 100% кропы с Olympus и зеркалок, я найду разницу (особенно, если  приглашу для обсуждения снимков интернет-пользователей из паблика магазина “Пятерочка”).  Не исключено, впрочем, что результатом таких тестов станет вывод, что какой-нибудь новый “айфон” снимает лучше и беззеркалок, и зеркалок вместе взятых. И все это будет тотальным бредом, не имеющим никакого смысла.

Мы запечатлеваем в своих снимках жизнь, в которой не бывает ничего на 100% стерильного и идеального. И излишнее внимание к техническим деталям в этом контектсе может только повредить. Запомните — ваш результат — это ваша фотография, и ничего больше.

Уличная съемка

Пожалуй, один из главных бонусов, которые предоставляет E-M1 — это то, что он превращает вас в человека-невидимку. Это очень сильно выручает, когда вы снимаете в городе и в объективе вашей камеры оказываются люди, которые, согласно вашему творческому замыслу, не должны знать, что скоро их увидят тысячи глаз в вашем блоге. Звучит жестоко, но только на первый взгляд. Не мы такие, жизнь такая. Если вы, как и я, протестуете против постановочных кадров, и стремитесь фиксировать происходящее таким, какое оно есть — то уж будьте любезны в это происходящее не вмешиваться.

Так вот с компактной камерой, с маленьким объективчиком, с тихим затвором, звук которого почти  не слышен даже в помещении, вы можете снимать, не привлекая к себе внимание. В этом помогает, кстати, и откидной экран, благодаря которому можно снимать, развернувшись к оси съемки на 90 градусов. И даже если вас заметят — уверяю, вы будете восприняты не как “профи фотограф, который только что украл мою душу”, а как не стоящий никакого внимания (и даже капли презрения!) еще один турист из сотен тысяч себе подобных.


ISO 250, 110 mm, f/6.3, 1/500 с.


ISO 500, 20 mm, f/2.8, 1/250 с.


ISO 200, 12 mm, f/6.3, 1/640 с.


ISO 320, 12 mm, f/5, 1/6400 с.


ISO 400, 12 mm, f/6.3, 1/1000 с.


ISO 200, 12 mm, f/5.6, 1/2000 с.


ISO 200, 35 mm, f/5.6, 1/400 с.


ISO 250, 79 mm, f/5.6, 1/2500 с.


ISO 320, 73 mm, f/7.1, 1/80 с.


ISO 800, 26 mm, f/5.6, 1/320 с.

Репортажная съемка

По скорострельности камера не уступает автомату “Калашникова”. — максимальная скорость в режиме H и съемке в JPG составляет 10 кадров в секунду. При этом аппаратного буфера хватает на 50 кадров. Но самое главное в "репортажке" даже не это, а скорость фокусировки. Честно говоря, на эту тему я переживал больше всего, и, оказалось, зря — камера фокусируется очень быстро, и за все время съемок она "промахивалась" буквально несколько раз, и, скорее всего, по причине неправильно выбранной точки фокусировки, либо из-за того, что я забывал отключить режим автоматического определения лиц, который тут тоже есть. В общем, снимая лидера велогонки Тур де Франс из окна автомобиля сопровождения, я не получил ни одного бракованного кадра.


ISO 1600, 12 mm, f/4, 1/8000 с.


ISO 800, 12 mm, f/5.6, 1/320 с.


ISO 800, 12 mm, f/5.6, 1/1250 с.


ISO 1000, 16 mm, f/5, 1/160 с.


ISO 1000, 12 mm, f/8, 1/1000 с.


ISO 1000, 150 mm, f/5.6, 1/250 с.


ISO 1000, 40 mm, f/6.3, 1/800 с.


ISO 1000, 73 mm, f/6.3, 1/2500 с.


ISO 1000, 95 mm, f/6.3, 1/640 с.

Съемка автомобилей

Автомобили для меня — больше, чем просто хобби. Автомобили я снимаю много и часто, при этом стараюсь тратить на это минимальное количество времени и сил. В этом плане, E-M1 меня не разочаровал.  Плюс, приятной неожиданностью стало, что камера без уговоров и шаманства согласилась работать с “кэноновскими” синхронизаторами и вспышкой. Использование режима HDR (об этом — чуть ниже) позволило избавиться от  нежелательных бликов. Никто из моих клиентов так и не догадался, что сданные им съемки были сделаны не на большую зеркалку.

Откидной дисплей позволяет легко снимать днище автомобиля, просто присев на корточки.


ISO 800, 40 mm, f/4.5, 1/5000 с.


ISO 800, 75 mm, f/6.3, 1/2500 с.


ISO 200, 12 mm, f/10, 1/60 с.


ISO 200, 12 mm, f/7.1, 1/1600 с.


ISO 200, 21 mm, f/8, 1/640 с.


ISO 1000, 40 mm, f/4.5, 1/250 с.


ISO 200, 35 mm, f/7.1, 1/80 с.


ISO 200, 23 mm, f/7.1, 1/1000 с.


ISO 200, 24 mm, f/7.1, 1/250 с.


ISO 400, 40 mm, f/6.3, 1/125 с.


ISO 200, 12 mm, f/6.3, 1/15 с.


ISO 400, 36 mm, f/18, 1/200 с.


ISO 400, 12 mm, f/16, 1/160 с.

Спортивная съемка

Я долго ждал подходящего момента для проверки возможностей камеры в спортивной съемке, и наконец это случилась — легендарная российская мотогонщица Анастасия Нифонтова пригласила меня посетить ее тренировку с коллегами из Латвии и Италии.


ISO 800, 106 mm, f/5.6, 1/1250 с.

Съемка мотокросса — достаточно сложная техническая задача, предъявляющая определенные требования к скорости камеры и эффективности автофокуса. И тут, опять же, у “Олика” не было ни единого промаха, даже при выборе небольшой глубины резкости (использовался режим AF-C с постоянной фокусировкой) Быстрая серийная съемка позволила выбрать из серий наиболее удачные кадры.


ISO 800, 55 mm, f/5.6, 1/1250 с.


ISO 800, 12 mm, f/5.6, 1/3200 с.

 

Съемка с проводкой

Поначалу, я испытывал некоторые сложности при съемке движущихся объектов с проводкой с близкого расстояния. В серии из 10 кадров, первые 6 были не резкими, за это время автомобиль успевал выехать из необходимой зоны. При этом с большого расстояния все получалось идеально. Поначалу я грешил на стабилизатор, используя попеременно разные его режимы. После этого начал колдовать с автофокусом, выбрав следящий режим вместо Single shot.


ISO 200, 38 mm, f/18, 1/100 с.


ISO 500, 40 mm, f/22, 1/30 с.


ISO 200, 30 mm, f/14, 1/80 с.

Когда и это не помогло, я позвонил известному преподавателю фотографии Евгению Уварову (по совместительству — большому специалисту по “оликам”), в надежде, что окажусь не настолько глуп, чтобы не усвоить какую-нибудь прописную истину после разговора. Как я и предполагал, Евгений предложил мне парадоксально простое решение моей проблемы: использовать для проводок с близкого расстояния ручной фокус. И, надо сказать, это оказалось идеальным решением.


ISO 800, 70 mm, f/20, 1/125 с.

Съемка в путешествиях

Компактный размер делает E-M1 очень удобной камерой для использования в поездках. Уже на вторую поездку я выкинул из фоторюкзака запасную зеркалку, и вместо нее положил туда сменную одежду, что позволило мне отправиться в путь без чемодана.

При этом качество съемки пейзажей и прочих “туристических” карточек меня полностью удовлетворяет. Единственное, что мне не хватало широкоугольного объектива, который позволил бы впихнуть в кадр побольше всего красивого. Объектив 12-40 хорош, универсален, но на более широком угле пейзажная картинка смотрелась бы поживее.


ISO 800, 150 mm, f/8, 1/800 с.


ISO 400, 36 mm, f/6.3, 1/1250 с.


ISO 400, 32 mm, f/6.3, 1/1250 с.


ISO 250, 142 mm, f/4, 1/4000 с.


ISO 200, 12 mm, f/5.6, 1/60 с.


ISO 250, 17 mm, f/5.6, 1/160 с.


ISO 800, 12 mm, f/5.6, 1/1600 с.

 


ISO 200, 150 mm, f/5, 1/5000 с.


ISO 400, 12 mm, f/6.3, 1/640 с.


ISO 200, 40 mm, f/6.3, 1/1000 с.


ISO 400, 40 mm, f/4.5, 1/200 с.


ISO 200, 15 mm, f/7.1, 1/400 с.


ISO 400, 40 mm, f/4.5, 1/60 с.


ISO 400, 150 mm, f/5, 1/2500 с.


ISO 200, 40 mm, f/4.5, 1/640 с.


ISO 400, 97 mm, f/6.3, 1/4000 с.


ISO 800, 150 mm, f/6.3, 1/ с.

 

Съемка в условиях плохой освещености

У камеры широкий диапазон ISO, и почти все значения — рабочие. Так, при съемке с ISO 2000 нет никаких проблем с цветопередачей, шумы незначительны. До 5000 единиц, картинка имеет вполне себе рабочее качество.


ISO 2000, 150 mm, f/6.3, 1/3200 с.

 


ISO 2500, 17 mm, f/5.6, 1/80 с.


ISO 3200, 12 mm, f/2.8, 1/160 с.


ISO 5000, 12 mm, f/5, 1/250 с.

На 12800 — уже значительно хуже — теряются цвета, появляются сильные шумы. Но мне, после камеры с максимальным рабочим ISO в 1600 единиц — как бальзам на сердце (желательно, Рижский). ISO 20000 — пожалуй, предельное значение, на котором можно снимать.


ISO 20000, 12 mm, f/3.5, 1/1600 с.

Съемка с расширенным динамическим диапазоном

Камера имеет широкие возможности съемки в режиме брекетинга, позволяя делать "вилку" с серией от 2 до 7 кадрой. В теории, это позволяет склеивать идеальные HDR в редакторе. Но на практике, я эти режимы использовал один раз. Почему? Просто потому, что камера умеет автоматически склеивать HDR,  в соответствующем режиме делая серию из трех кадров, и склеивая их в один RAW или JPG. Этот режим идеально подходит для съемки в ситуациях, когда в кадр попадают и очень темные, и очень светлые объекты.

Это удобно для съемки салонов автомобилей или помещений, когда вы хотите заснять и то, что происходит за окном. Стоит отметить, что в этом режиме камера эффективно борется с "призраками", т.е. если в кадре был паразитный движущийся объект (например, едущий велосипед), он не будет смазан или искажен — камера автоматически сделает "маску", и он будет резкий и четкий.


ISO 200, 19 mm, f/7.1, 1/80 с.


ISO 200, 36 mm, f/8, 1/320 с.


ISO 200, 12 mm, f/10, 1/60 с.


ISO 200, 12 mm, f/4, 1/160 с.


ISO 200, 12 mm, f/4.5, 1/500 с.

 

Теперь несколько технических моментов, которые связаны с эксплуатацией камеры.

Стабилизация изображения

Матрица на E-M1 не закреплена жестко, а "плавает" в магнитном поле, поэтому стабилизируется тут именно она, а не стекла объектива. И это реально сильная сторона камеры — можно снимать на телевике на стандартном ISO, без каких либо проблем. Это удобно, после быстрой смены, скажем, штатника на телевик, вам не нужно лезть в настройки ISO, можете снимать хоть на сотке — камера "потянет".  

Продвинутый стабилизатор изображения позволяет "заморозить" любую картинку даже на низких ISO, на длинной выдержке, с длиннофокусным объективом, что может сыграть дурную шутку с любителем той самой звенящей резкости (ЗР) — с таким мощным стабом очень легко забыть про необходимость поднять ISO или открыть диафрагму и не заметить, что ты снимаешь в темном помещении движущиеся объекты на выдержки типа 1/15. Картинка будет при этом достаточно четкой, но фанаты ЗР могут слегка приуныть.


ISO 400, 12 mm, f/3.5, 1/8 с.

Режим WiFi

Камера умеет связываться со смартфоном по WiFi. Предварительно необходимо установить на телефон приложение Olympus Image Share. Приложение умеет вытягивать картинки из фотика на телефон (если вы снимаете в формат JPG или RAW+JPG), а также управлять камерой с экрана смарта.

Очень удобно, если вы поставили камеру на штатив или камешек, а сами позируете на фоне какой-либо достопримечательности.  А картинку можно будет сразу с фотоаппарата скачать в телефон, а потом из того же приложения залить в Instagram, чтобы все сразу увидели, где именно был Вася.


ISO 250, 14 mm, f/10, 1/400 с.

Защита корпуса и объектива

Магниевый корпус камеры хорошо защищен от воздействий внешней среды. То же касается и объективов серии PRO. Даже под сильным дождем можно снимать без проблем, за полчаса съемки (больше не пробовал) камера не протекает и оптика не запотевает изнутри. Герметично!

Также мне удалось проверить камеру на ударостойкость. Это не входило в первоначальную программу испытаний. Но из песни слов не выкинешь. При подъеме по узенькой каменной лестнице на башню старинного замка я оступился в темноте, споткнулся и со всей дури упал на фотоаппарат и руку на нагромождение средневековых кирпичей.

Удар был очень сильный. Честно говоря, я был уверен, что как минимум лишился объектива 12-40, который принял весь удар на себя, а возможно — и всей камеры. Пришло понимание, что сейчас я буду писать трогательное, заискивающее письмо в Olympus, полное фотографий котиков и грустных смайликов…  Окровавленной рукой я поднял покрытый толстым слоем кирпичной пыли фотоаппарат. Каково же было мое удивление, когда после всех проверок оказалось, что повреждения ограничились царапинами на пластиковых частях и внешней линзе объектива (что, как известно, на качество съемки не влияет). Браво, Olympus!


Батарейный блок

В среднем, одной батарейки мне хватает на 300 кадров в режиме RAW, из них до 25 шт  в режиме HDR. Даже если вы будете выключать камеру после каждого кадра (я этого никогда не делаю), то батарейки хватит вам не более чем на 400 кадров. Соответственно, необходимость в так называемой “батарейной ручке” напрашивается сама собой.

Дополнительный батарейный блок устанавливается очень просто — для этого не надо снимать крышку аккумуляторного отсека камеры, т.к. штатный аккумулятор остается на своем месте. Заглушка, закрывающая контактный модуль на нижней панели камеры, переставляется на специальную площадку на внутренней стороне ручки. Поставить или снять ручку — дело десяти секунд. А снимать ее придется, чтобы достать для зарядки штатный аккумулятор камеры. Разъем зарядки на корпусе не помешал бы! Батарейная ручка улучшает “ухватистость” камеры, но у нее есть ряд недостатков. Во первых, держа ее в правой руке, случайно легко “поднажать” на нижнюю кнопку спуска, поэтому чаще я использую блок с отключенными элементами управления.

Но самое главное, с батарейным блоком камера перестает быть очаровательно компактной, по размеру приближаясь к любительской зеркалке. Не для этого большевики затевали революцию! Но вместе с тем, я почему-то юзаю камеру с батарейным блоком и уговорить себя снять его могу только при поездках на велосипеде, когда запихиваю фотик в небольшой вело-рюкзак. Будем считать это отголосками ломки после “единички”.

Так стоит ли выкидывать зеркалку или нет?

По уровню съемки и стоимости E-M1 сравним с современными любительскими кропнутыми зеркальными камерами. При этом для фотографа-путешественника “олик” значительно лучше: он компактнее, прочнее, функциональнее и удобнее в использовании. Совокупность этих качеств делает его очень хорошей заменой традиционным зеркалкам для подавляющего большинства пользователей.

С точки зрения профессиональной фотографии… Вопрос, что считать таковой. Например мне хватает возможностей E-M1 и для своего блога, и для коммерческих съемок, и для журнала GEO, репортером которого я являюсь. Но в ряде случаев — например, при съемке для печати на большой формат, или работе на футбольных матчах, E-M1  ожидаемо уступит профессиональным зеркалкам по целому ряду параметров. Впрочем, и стоят профессиональные камеры в несколько раз дороже. Да и вообще — просто по функционалу и набору выпускаемой оптики Zuiko понятно, что эта камера предназначена все же не для таких задач. А свою работу она делает хорошо.

Итого

Честно говоря, я не ожидал, что в результате моего теста получится такая простыня текста, увеличивать которую еще больше — значит, тратить слишком много вашего времени. Поэтому я кратко упомяну, что E-M1 имеет также два десятка “творческих” режимов съемки, помогающих начинающим фотографам выбрать правильные настройки (ночная съемка, проводка, портрет, макро, комбинированны изображения и т.д.), а также встроенные фильтры для коррекции снимков.  Не забудьте и про возможность записи Full HD видео.

Но для меня главными достоинствам E-M1 стали его размер, скорость, качество картинки и прочность конструкции. Теперь каждый раз, когда я беру в руки свою зеркалку, я снова попадаю в каменный век, когда для приготовления пищи требовалось наточить копье, найти в лесу кабана, убить его, разделать тушу, принести в пещеру кусок мяса и съесть его практически сырым. С E-M1 мне достаточно достать упаковку из холодильника и положить ее в микроволновку. Дзынь, готово!

Это называется одним словом: эволюция.

Текст и фото: Артем Ачкасов. При репосте обязательна ссылка на оригинальный материал.

А вы что думаете на эту тему? Делитесь мнением!

Об авторе: spec

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.