Секретная база с ядерным оружием по соседству с морским курортом

Мертвая тишина. Бетонные стены покрашены веселенькой зеленой краской, но приподнятого настроения это не добавляет. Воздух словно стиснут, спрессован слоями бетона и металла. Кажется, сдави его еще чуть-чуть, и он просто взорвется. Точно так же, как баллистическая ракета с ядерной боеголовкой шахтного базирования Р12У, пусковые позиции которых и находилась здесь еще каких-то 25 лет назад.

Когда целишься ты — целятся в тебя. Когда каждый целится в каждого, это похоже на грубый американский боевик девяностых годов от саркастичного режиссера с итальянской фамилией. Но это не кино, не пародия на него, и даже не театр абсурда. Просто так устроен мир. Если в древние времена государства грозили друг другу оружием ближнего боя, танками и самолетами, то с появлением термоядерного оружия Россия и США держали друг друга на мушке добрые полвека при помощи оружия массового поражения. Холодная война – та же война. Средство первого и ответного ударов — баллистические ракеты, которые по сигналу из штаба должны были быть запущены с земли и из шахт, чтобы навсегда стереть прежний мир с лица земли.

Эта советская база, расположенная в глухих лесах Жямайтийского национального парка, была строго засекречена, но от вражеских самолетов-шпионов и помигивающих в небе спутников это не спасало. Даже несмотря на маскировку шахт поленницами бревен и сараями, вышедшая на боевое дежурство в 1963 года ШПУ (шахтная пусковая установка) "Двина" рядом с поселком Плокштине была хорошо известной врагу мишенью. Это понимал каждый из служивых (кроме, возможно, замполита). Конечно, уровень защищенности шахтного пускового комплекса оставлял ему возможность выжить при ядерном взрыве мощностью в 1 Мт в радиусе одного километра, но это в теории… Но все равно, служба была интересной. Еще бы, столько техники, а в лесу – черника, грибы, рядом чистейшее озеро…

Передо мной — небольшой (всего несколько футбольных полей) пятачок в глухом лесу. Четыре белых купола, покрытый бурьяном приземистый холм посередине. Выглядит более мирно, чем какой-нибудь бетонный завод, если только не знать, что внутри.

В советское время периметр окружало несколько километров линий электрических заграждений. На четырехметровую сетку подавалось напряжение в 380 вольт, в ночное время и в случае боевой тревоги оно увеличивалось до двух тысяч вольт. Была и "путанка", и обычная "колючка". Все для того, чтобы никто не мог проникнуть на базу живым или незамеченным.

В течение двадцати лет, с 1999 по 2009, база была полностью заброшена. Местные жители и мародеры растащили все, что можно было растащить. Восстановление базы, как музея Холодной войны, началось в 2009 году группой энтузиастов. Причем все это происходило… через интернет, на форуме специалистов по фортификационным сооружениям. На призыв литовского реконструктора откликнулись русские военные, служившие на этом и подобных объектах. Они в деталях помогли воспроизвести интерьер ШПУ, включая униформу военных и оборудование.

Наверное, поэтому в музее не муссируется тема "Советской оккупации", зато много рассказывается про Холодную войну. В то же время, на поясняющих табличках и экранах ни слова по-русски, экскурсии на русском языке не проводятся. Мне это сыграло на руку, так как благодаря такому положению дел мне разрешили посетить объект самостоятельно, а не в составе организованной группы.

Железобетонный "колпак" шахты, так называемое изделие 8У13, поднимался на четырех гидравлических домкратах, после чего сдвигался в сторону двумя редукторами.

Вход в бункер, если говорить в терминологии военных, "технологический блок".

Верхний ярус — командный пункт, пультовая, система дистанционного управления заправкой ракет, отделение подготовки данных, комнаты отдыха, санузлы.

Дежурный пост

Отдел подготовки данных

Комната отдыха

Командный отсек, откуда производился непосредственно запуск, не сохранился. Взять аналогичные пульты реконструкторам было негде, поэтому тут оборудовали один из залов музея, посвященный силе пропаганды.

Музейная экспозиция включает большое количество интересных «изделий» — от оружия тех лет, до различных ракет.

Нижний ярус — коммуникации, отсек химика-дозиметриста, коммутационное оборудование, радиоузел.

Именно тут, в радиоузле, постоянно звали сигнала о начале конце света. Радисты в шлемофонах по типу танковых держали постоянный контакт со всеми — и персоналом базы, и КП полка. Связь была реализована по проводной, радиорелейной и коротковолновой связи. Проводная связь между командиром базы и командованием шифровалась при помощи устройства Т-217 «Эльбрус». На фотографиях также можно увидеть стационарные радиоприемники Р-674 «Берилл-2». Трудно себе представить, что такое – сутками вслушиваться в хаос эфира, в ожидании команды…

С центральной части нижнего яруса расходятся закрытые бронированными гермодверями потерны — галереи, ведущие к четырем пусковым шахтам.

В настоящее время открыта для посещения лишь одна шахта.

ё

Отверстия на стенах предназначались для кабелей.

По тревоге воины надевали химкостюм Л1 с изолирующим противогазом ИП2.

Особенность ШПУ — постоянное нахождение в режиме боевой готовности. На объекте постоянно дежурили механики, телефонисты, радисты. В случае тревоги, весь персонал прибывал из жилой зоны за несколько минут. После двадцатиминутного приведения базы в положение повышенной боевой готовности, на заправку ракет горючим и окислителем, а также последующий пуск, требовалось всего двадцать восемь минут.

Вход на один из уровней шахты.

 

Для туристов сделали вход пошире, что позволяет оценить прочность конструкции.

Глубина бетонной ракетной шахты — 30 метров, диаметр семь метров. Внутри — "стакан" из высокопрочной стали, с внутренним диаметром 5 м, толщиной в 16 мм. Макета самой ракеты внутри нет. А жаль, было бы очень наглядно.

Ракета Р12У (она же 8К63У). Смертоносный островерхий цилиндр. Диаметр корпуса — 1658 миллиметра (в наследство еще от ФАУ-2). Высота — 23 метра. Стартовая масса 42 тонны. Из них 1630 кг "полезной нагрузки", то есть ядерной боеголовки с мощностью 2.3 мегатонны. В случае ядерного удара, именно эти ракеты должны были первыми ответить агрессору. Или ударить первыми… Дальность полета Р12У не превышала 2000 километров — до Америки не долетит, но до любой европейской базы НАТО — с легкостью. У ракеты было два варианта подрыва — высотный (5 км) и воздушный (0,5 км). Таким образом, можно было обеспечить либо массовое заражение местности, либо непосредственное накрытие цели со всеми поражавшими факторами ядерного взрыва. Все четыре ракеты постоянно находились в шахтах, со снаряженными боеголовками.

На воротнике стального стакана нанесена градусная сетка для грубого прицеливания ракеты.

Точное прицеливание с погрешностью две секунды выполнял наводчик, который в монтажном поясе висел над ракетой и контролировал оптику коллиматора.

То есть, ракету просто поворачивали в шахте, заправляли в нее необходимое количество топлива – и она летела после этого куда следует. Убийственная простота! О том, куда летит ракета, персонал базы мог только догадываться – в карточке полетного задания была только схема коммутации входов прибора управления ракеты, азимут прицеливания, количество топлива и координата. Карточки с полетными заданиями хранились в сейфе в особых пакетах, которые вскрывались по приказу из командования. После получения команды на старт, специалисты рассчитывали необходимые поправки с учетом метеоусловий по специальным таблицам.

Шахта имеет шесть технологических уровней, для работы с различными частями ракеты — от заправочных коммуникаций, до приборного отсека и так далее.

Этот электродвигатель сдвигал крышку шахты при помощи стального троса.

База была полностью автономной, имела системы кондиционирования и очистки воздуха. Электропитание обеспечивал дизель-генератор мощностью 830 л.с. и два вспомогательных генератора по 100 л.с.

Ниже фотографии помещения для 85-ти тонной емкости с окислителем — смеси оксидов азота и азотной кислоты.

Судя по всему, перед «сдачей» объекта двигатель вывели из строя. В соседней комнате находились аккумуляторы системы автономного питания.

От электрощитовых не осталось практически ничего.

В одном из помещений базы на стене есть красная кнопка. Если нажать ее, все вокруг вспыхивает красным. Под громогласное звуковое сопровождение, на гигантском экране появляется ядерный гриб. Ударная волна сминает дома, как сделанные из тополиного пуха. От людей не остается даже бледных теней на несуществующих более стенах.

Главное, что понимаешь после посещения этого зловещего объекта – это чтобы не было войны…

****
Музей Холодной Войны находится в окрестностях города Плунге (час езды от Клайпеды), адрес для навигатора: Šilinė street 4, Plokščiai, Plungė dstr.

Координаты: 369504, 6212682 (LKS); 56.030391, 21.906232 (WGS); 56° 1′ 49.41", 21° 54′ 22.44" (WGS).

Телефон: +370 677 86 574, +370 616 15710

Время проведения экскурсий (с 1 мая по 30 сентября): 10:00, 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00.

Время проведения экскурсий (с 1 октября по 30 апреля): 10:00, 12:00, 14:00, 16:00

Музей работает ежедневно, кроме выходных дней: 1 ноября, 24-26 декабря, 1 января, 27-28 марта.

Входной билет с 1 октября по 30 апреля: Для взрослых 4 евро, для детей, студентов, пенсионеров и инвалидов — 2 евро, семейный билет (2 взрослых и ребенок) — 10 Евро.

Аудиогид на английском — 3 Евро.

Входной билет с 1 мая по 30 сентября: Для взрослых 5 евро, для детей, студентов пенсионеров и инвалидов — 2.5 евро, семейный билет (2 взрослых и ребенок) — 14 Евро.

Аудиогид на английском — 3 Евро.

Коммерческая фото-видеосъемка: 17 евро в час.

 

А вы что думаете на эту тему? Делитесь мнением!

Об авторе: spec

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.