Автогонки DTM своими глазами

Гоночная серия DTM — самые популярные кузовные автогонки в Европе, собирающие сотни тысяч зрителей. Два года назад серия пришла в Россию, на автодром Moscow Raceway под Волоколамском. Час езды — и ты как будто в Европе!

Увидеть своими глазами гонки сверхмощных суперкаров — мечта каждого мальчишки, даже если ему накануне исполнилось 34. Я никогда до этого не был на Moscow Raceway, поэтому выросший в лесах волоколамщины сверкающий автодром поразил бы мое воображение, если бы только оно не было полностью захвачено предвкушением встречи с легендарными гонками автомобилей большой немецкой тройки.

Да, вы не ослышались — хотя в чемпионате DTM выступает 10 команд, но производителей — всего три: Mercedes-Benz, Audi и BMW. Пожалуй, это и не удивительно — ведь главный человек в оргкомитете это Ханс Вернер Ауфрехт, глава заводской команды Mercedes HWA, известный в том числе как основатель компании AMG. Его зам — Ханс-Юргенс Абт, чья фамилия говорит сама за себя (компания ABT — крупнейший специалист в мире по тюнингу автомобилей группы VAG).

Что же так привлекает зрителей в DTM?  Конечно, формат мероприятия. Гоночный уик-энд включает в себя сразу две гонки (в субботу и в воскресенье). Между квалификацией и гонкой- заезды автомобилей других серий (в данном случае, российский кубок Porsche).

Но прежде всего, это не только гонки сами по себе, но грамотно организованное спортивное шоу, позволяющее всем зрителям ощутить свою причастность.  Где еще всех зрителей пускают (в отведенное время, конечно же) не только в трейлерный парк, но и на пит-лейн?

Для гостей мероприятия марками-производителями организованы выставочные зоны, сувенирные магазины, вип-ложи.

Всех переплюнула компания Mercedes, сделав тест-драйв самых мощных моделей, начинающийся с полета на вертолете (и им же заканчивающийся). Разумеется, я не стал упускать такую возможность, и с удовольствием полетал на "Робинсоне" над треком, после чего погонял на 510-ти сильном AMG GT-S. Как говорится, "The best or nothing"!

С высоты птичьего полета открывается прекрасный вид на автодром Moscow Raceway.

Еще одно развлечение — гоночное такси.

Важное преимущество DTM для зрителей — в отличие от рок-звезд, герои DTM охотно дают автографы всем желающим!

Некоторые, впрочем, делают это с "покерфейсами", например чемпион серии DTM 2014 Марко Виттман.

Юный Паскаль Верляйн из Mercedes гораздо дружелюбнее.

Как и суровый бородач Тимо Глок из BMW.

Добавляют градуса и "гридгёлс" — высокие красавицы в одинаковых желтых костюмах, рядом с которыми в зеленом жилете-сарафане "пресса" я смотрелся столь же органично, как русский олигарх на каникулах.

 

Впрочем, про этих прекрасных длинноногих ланей вы наверняка прочитаете где-нибудь еще, поэтому давайте перейдем к теме автомобилей.

Внешне автомобили DTM похожи на раздутые стандартные купе (Mercedes C-Classe, Audi RS5 и BMW M4 соответственно), но это не более чем внешнее сходство, цель которого — введение в заблуждение потенциальных покупателей стоковых авто с такими же названиями.  Из лучших побуждений, само собой! Но на самом деле, у автомобилей DTM есть лишь одна общая черта с их прототипами — это корпуса фар…

В основе автомобилей DTM лежит карбоновый монокок, усиленный стальным каркасом безопасности. Все кузовные панели (крылья, двери, капот, крыша) сделаны из специального пластика и легко снимаются при необходимости.

Двигатель — честная атмосферная восьмерка, объемом в 4 литра. Мощность около 500 сил, момент — 500 Нм, благодаря двум специальным рестрикторам на впуске диаметром 28 мм каждый. В целях увеличения зрелищности и уменьшения стоимости участия для команд, возможности по замене или "капиталке" мотора по ходу сезона ограничены: можно использовать только 3 мотора на две командные машины.

Независимая подвеска автомобилей DTM конструктивно практически такая же, как на болидах F1: двойные поперечные рычаги с толкаемой штангой. Трансмиссия — секвентальная 6-ти ступенчатая КПП с четырехдисковым сцеплением, одинаковая на всех машинах. Привод задний, с регулируемым дифференциалом повышенного трения. Также унифицированы тормозные системы — у всех машин одинаковые суппорта и карбоновые тормозные диски AP Racing. На сезон полагается всего три комплекта дисков.

Покрышки — одинаковые, от корейской Hankook.

В сущности, отличаются лишь собственно двигателями, аэродинамическими элементами, а также настройками блока управления двигателем Bosch MS 5.1 и подвески. Габаритные размеры, колея и масса авто — все также одинаковое. Побеждает пилот, а не машина!

Для уравнивания шансов, придумана хитроумная система гандикапов:  В начале сезона все машины весят одинаковые 1120 кг (вместе с пилотом и 15 кг балласта). После первой гонки, победителю и всем автомобилям победившего бренда, финишировавшим в пределах десятки, "навешивают" по 5 кг (в виде вольфрамовых брусков под полом в области ног водителя), остальным авто этой марки добавляют 2.5 кг. Автомобили марки, занявшей второе место, вес не меняют. Соответственно, автомобили марки приехавшей на третьем месте, получают возможность снижения веса — на 2.5 кг при условии финиша в первой десятке, и на 5 кг для аутсайдеров. Если все три марки вошли в призовую тройку, то весовой гандикап никому не устанавливается. Мудрено? Лишь на первый взгляд. В условиях равной мощности и жесточайших технических ограничений, разница в несколько килограмм существенно влияет на результат заезда.

Заднее антикрыло не простое, а "активное". Так называемая система DRS позволяет при нажатии пилотом специальной кнопки менять угол атаки антикрыла (в пределах от 10 до 15 градусов на большинстве трасс, и от 5 до 25 градусов — на трассе Норисринг), тем самым ослабляя прижимную силу, и увеличивая разгонную динамику и скорость.

Использовать эту систему можно трижды по ходу гонки, и то только для обгона, и при условии, что разрыв между машинами составляет менее одной секунды. Антикрыло встает в базовое положение автоматически при торможении или по сигналу с датчика поперечного ускорения, для обеспечения стабильности автомобиля в повороте.

Когда болиды выходят на трассу, кровь буквально закипает от звука моторов. Его невозможно описать словами, его надо слышать — но и этого недостаточно. Когда стоишь у трассы, когда между тобой и гонщиками, едущими под 300 км.ч. лишь метровый барьер безопасности — чувствуешь, как дрожит земля, как движутся воздушные массы, словно при взрыве. Продолжительность квалификационной сессии — всего 20 минут, но этого хватает, чтобы оценить скорость и динамику автомобилей DTM.

За ходом квалификации следят не только зрители. Самые внимательные наблюдатели — журналисты, которые ведут трансляции в режиме реального времени. Вообще, для прессы на Moscow Raceway было все организовано очень хорошо — и шаттлы, возящие по трассе, и печеньки с бутербродами, и кофе, и вайфайчик, и даже камеры хранения.

"Невероятно! Вы ведь летели с положительным тангажом" (с) Такие "Карлсоны" передают картинку с трассы в реальном времени.

Между квалификационными заездами и гонкой на трассу вышли автомобили российского кубка Porsche Sport Challеnge. Пилоты этой серии — непрофессиональные гонщики, выступающие за свой счет. Вот он какой, любительский автоспорт!

За безопасностью следят пожарные. Думаю, эти парни рады, что их "сослали" поработать на выходных на DTM! Особенно учитывая тот факт, что дозаправки на пит-стопах в регламенте гонок больше нет, соответственно, минимален и риск возгорания.

Тем не менее, на автодроме присутствуют все необходимые службы, включая скорую и вертолет МЧС. За порядком на трассе следят бригады маршалов.

Механик (а может, и водитель пейс-кара?) фотографирует свою милую зверушек для инстаграма. Вообще, я заметил, что обычно этим занимаются либо бородатые дядьки, либо китаянки.

Гонщики готовятся к заездам как умеют, и никто их старается не отвлекать.

21-летний Паскаль Верляйн еще не знает, что победит в сегодняшней гонке.

Адриен Тамбэ прилег на подмосковную травку.

Стильный парень Даниэль Хункаделья.

Мигель Молина

Взгляд гонщика из шлема — всегда серьезен.

Механики подвозят покрышки, заранее разогретый специальными чехлами.

Прямо на стартовой решетке машины поднимают на интегрированных пневмо-домкратах. Для активации домкратов к специальному штуцеру подсоединяется пневмошланг, в который подается сжатый воздух.

Механики затягивают последние гайки.

Идет регулировка системы "складывания" антикрыла DRS.

Инженеры вносят финальные штрихи в настройки.

Шлемы с системой защиты шеи обязательны в DTM уже более 10 лет.

Аккумуляторные воздуходувные устройства, дополненные специальными раструбами, не дают двигателям перегреться на холостом ходу.

Гоночный кокпит мало похож на салон обычного автомобиля. На рулевом колесе размещены клавиши управления радио, стеклоочистителя, лепестки переключения передач, кнопки ограничителя скорости на питлейне, включения DRS и системы охлаждения тормозов при помощи водяного орошения. Также тут есть трубка-поилка.

Правого сиденья нет: оно есть только на "гоночных такси", прокатиться на которых — мечта каждого фаната DTM. На этом снимке хорошо видна конструкция выпускной системы, объясняющая, почему у этих болидов такой офигенный звук.

В распоряжении механиков — полный набор технических средств для проведения пит-стопа за несколько секунд.

Секрет хороших фото с гонок DTM — это чистые, до блеска протертые заботливыми руками автомобили.

В автоспорте все делают из углепластика, даже таблички.

В боксах царит непринужденная, но деловая атмосфера — все готово к заездам!

И кстати, никто не выглядит голодным, несмотря на то, что у команды BMW на российской границе изъяли полторы тонны незадекларированной еды. Хотя, возможно, эти парни обсуждают еду? В духе:

— Прикинь, я тут русский пармезан попробовал!
— Да ладно, ты гонишь, откуда в России пармезан?
— Ахаха, а это даже не сыр! Они называют это сырный продукт, Карл!

А этот снимок можно подписать следующим образом: "Механики команды BMW TEAM RBM после двух дней на русской еде"

А эти ребята из BMW TEAM RMG, похоже, то-ли все таки протащили запретные сосиски с собой, то ли просто не парятся. А ну-ка, сделали серьезные лица для фотографии в мой бложик!

В вип-ложах встречаются интересные личности — например, немного грустный Виталий Петров (на фото справа). В этом году ему не продлили контракт пилота DTM и серия осталась без русского гонщика. Конечно, у Виталия сейчас все в порядке с медийностью, он популярен и востребован, но для спортсмена, уверен, именно спортивная карьера на первом месте в списке приоритетов. Надеюсь, Виталий скоро вернется в большие гонки!

Как и любую гонку, DTM лучше смотреть с трибун, и чтобы рядом был гигантский телеэкран: только так вы можете наблюдать за ходом всей гонки, а не только одним поворотом и прямиком. Впрочем, экранов на Raceway маловато — например, напротив вип-ложи его нет:(

Так как у меня, стоящего в закрытой зоне на внутреннем радиусе трассы, никаких экранов не было, я только после гонки узнал о столкновении в первом повороте. И совершенно случайно обнаружил у себя за спиной два вылетевших с трассы автомобиля — Тимо Глок выбил с трассы Маттиаса Экстрёма… А какие могли бы кадры получиться! Впрочем, я все же за гонки без столкновений — и людей, и технику жалко.

Вообще, контакты на трассе — обычное дело, и по ходу заезда маршалы быстро собирают мелкие обломки.

Субботняя гонка длится около 40 минут, пит-стопа нет, потому количество обгонов минимально. Используя систему DRS, гонщики стараются обходить соперников в поворотах, тормозя в последний момент и открывая газ раньше.

 

Рев моторов достигает своего пика, когда мимо тебя проносится колонна гонщиков.

Не успеваешь оглянуться, как уже начинается последний круг, и вот уже маршалы машут флагами. Скоро финиш!

Автомобили после гонки собираются в закрытом парке: их будут проверять на соответствие регламенту комиссары.

Покрышки после гонки. Видно, как мягкая резина буквально впитала в себя мелкие камешки и песчинки. Но в целом, колесики еще походят!

Успеть дойти с внутреннего радиуса до пит-лейна, не пропустив церемонию награждения, невозможно. Но так ли важно, кто победил? Ведь это спорт! Всегда кто-нибудь побеждает. А для болельщиков — это в любом случае незабываемое зрелище. Которое хочется увидеть снова в следующем году!

Победитель гонки Паскаль Верляйн дает интервью прессе.

Кстати, о болельщиках. Тридцатитысячные трибуны в субботу были полупустыми. Еще бы, ведь ни одна нормальная жена не отпустит своего мужа на автодром накануне первого сентября!

Но тут даже неважно, наполовину полон стакан или наполовину пуст. Важно, что каждый пришедший получил свою дозу драйва и адреналина — и наверняка поделится ею с товарищами, как это делаю я в своем посте. И это значит, что в следующий раз зрителей на российском этапе DTM будет больше. Потому что автоспорт — это заразно!

А вы что думаете на эту тему? Делитесь мнением!

Об авторе: spec

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.